Пояснительная записка к программе физико-технического кружка.

 

     Обычно занятие в кружке длится 1 ака­демический час (Один раз в неделю). Из этого времени 10-12 мин обычно уходит на подготовку рабочего места: подбор инструментов, деталей, материалов, время на разогрев паяльника. Ещё 10... 15 мин потребуется на уборку рабочего места. Оставшееся время используется для занятий, при этом хорошей организацией учебного процесса и укреплением дис­циплины учащихся можно уменьшить непроизводительную трату времени.

     На первых занятиях учащимся 1-го года занятий лучше всего предложить для работы простейшие конструкции, которые практически не требуют наладки. Это могут быть, например, усилитель звуковой частоты, переговорное устройство на двух-трех транзисторах или какое-либо другое устройство. Обычно после успешного испытания первой конструкции вся группа ожив­ленно комментирует результаты испытаний: каждый хочет по­пробовать ее в работе.

      Для начинающих учащихся можно предло­жить изготовить одно устройство па двоих, более подготовлен­ные ребята делают каждый самостоятельно одно и то же устрой­ство. Когда несколько учеников делают одинаковые устройства, у них имеется возможность помощи, что очень важно в начальный период.

    Следует заметить, что при изготовлении даже простейших конструкций в первое время дело продвигается медленно. Поэтому желательно использовать наиболее опытных учащихся для помощи начинающим, причем делать это так, чтобы эти учащиеся почувствовали, что они могут быть надежной опорой руководителю кружка. Учащихся, которые самостоятельно помогают новичкам в радиоэлектронике, целесообразно ставить в пример, воспиты­вая тем самым у кружковцев чувство товарищества и взаимо­помощи.

     После того как устройство будет изготовлено, необходимо дать возможность учащимся проверить его работоспособность с использованием различных приборов: авометра, осциллографа, генератора сигналов и т. д. Учитывая, что в начальный период ребята еще не умеют обращаться с этими приборами, руково­дитель кружка активно помогает им.

     Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый учащийся доводил конструкцию своего устройства до такого состояния, когда это устройство можно было бы экспонировать на местной выставке. Это заметно активизирует кружковцев.

    По ходу изложения содержания той или иной темы желательно приводить примеры из жизни и деятельности известных уче­ных, изобретателей и рационализаторов, новаторов производства в области радиоэлектроники, рассказывать об их работе. Уместны и примеры из своей практики.

     Как правило, интерес учащихся к радиоэлектронике бывает вызван  интересом  к тому  или  иному  устройству — его  назна­чению   и   внешнему  оформлению,   тогда   как   все   процессы   по разработке конструкции и ее изготовлению остаются вне поля их внимания. А именно они наиболее трудоемки. Задача руко­водителя   кружка— терпеливо раскрывать школьникам содержание этого часто монотонного по характеру  труда,   подводить  к  пониманию  его   необходимости. Предлагая для  изготовления  конструкции  различной  слож­ности с учетом  опыта,  навыков,  практических и теоретических знаний   учащихся,   руководитель  кружка   может  удовлетворить интересы всех членов кружка. От него в этом случае требуется хорошее   знание   возможностей   и   уровня   подготовки   каждого члена кружка. С приобретением опыта и практических навыков должны усложняться и изготавливаемые каждым учащимся кон­струкции.  

     У ряда учащихся выработалась в школе неприязнь к теоре­тическим занятиям, поэтому они либо вообще пропускают такие занятия в кружке, либо опаздывают на них. Поэтому целесообраз­нее на каждом занятии чередовать теоретическое изложение материала с практической работой. Это и менее утомительно для учащихся.

     В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся в ходе изложения теоретического материала надо со­четать устное объяснение материала с применением наглядных пособий и технических средств обучения, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом учащихся, используя различные аналогии.

     Материал более доходчиво воспринимается учащимися, когда руководитель кружка не просто раскрывает его сущность, а во­влекает кружковцев в свои рассуждения, побуждает их мыслить, показывает историю развития этого вопроса.

     Если руководитель кружка видит, что учащиеся устали, что заметно по снижению их активности и прекращению конспекти­рования, он может переключить их внимание, используя какую-либо уместную шутку, рассказав интересный случай из жизни ученых, изобретателей и т. д.

     Основные положения, определения учащиеся заносят в рабо­чие тетради под диктовку. Это особенно важно для начинающих кружковцев. Все незнакомые термины руководитель кружка дол­жен записывать на доске. По мере изложения нового материала он также разъясняет рациональные способы сокращения записей отдельных слов, терминов, словосочетаний и т. д.

 

 

Первый  год занятий 

Примерный тематический план работы кружка

п/п

Наименование темы

Число часов

всего

на теоретические занятия

на практические занятия

1

Вводное    занятие.    Экскурсия    на

школьную     выставку технического

творчества

2

1

1

2

Электричество. Опыты по электризации тел

2

0,5

1,5

3

Электрическая цепь, электрический ток, напряжение, сопротивление проводников

3

1

2

4

Последовательное,  параллельное  и

смешанное   соединения   проводников

2

0,5

1,5

5

Диоды и опыты с ними

3

0,5

2,5

6

Транзисторы и опыты с ними

4

1

3

7

Магниты, электромагниты, электрические звонки

5

1

4

8

Головные     телефоны,     усилители  звуковые   и   переговорные   устройства

6

2

4

9

Мультивибраторы и опыты с ними

7

2

5

10

Заключительное занятие

1

0,5

0,5

 

Итого

35

10

25

 

Программа

1.  Вводное занятие.

     Экскурсия на школьную выставку технического творчества.

     Беседы на темы «Человек — изобретатель», «Умные машины — наши помощники».

     Демонстрация самодельных электронных при­боров на школьной выставке технического творчества.

2.  Электричество. Опыты по электризации тел.

     Теоретические сведения. Электричество в жизни человека. Тре­бования  безопасности при работе с электрическими  приборами.

    Опыты по электризации тел. Положительно и отрицательно заря­женные тела.  Взаимодействие заряженных тел.  Происхождение грома и молнии.

     Практическая работа. Демонстрация электрических приборов. Опыты по электризации трением тел, сделанных из пластмассы и стекла. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Демонстрация опытов с электрофорной машиной. Наблюдение разрядов.

3. Электрическая цепь, электрический ток, напряжение, сопро­тивление проводников.

    Теоретические сведения. Понятие о строении вещества. Элект­рон— мельчайшая заряженная частица вещества. Электрический ток как движение электронов. Батарея гальванических элемен­тов— источник электрической энергии, лампочка — потребитель энергии. Проводники (металлы) и непроводники (стекло, резина, пластмасса и т. д.) электрического тока. Единицы силы тока, напряжения, сопротивления. Условные графические обозначения (УГО) элементов электрической цепи.

    Практическая  работа.  Ознакомление с батареей  3336Л,  эле­ментом 316 (332, 336 и т. д.), лампочкой МНЗ,5 ВХ0Д5 А. Сбор­ка электрических цепей батарея — лампочка, элемент — лампочка. Ознакомление с выключателем. Сборка цепи батарея — выключа­тель— лампочка. Ознакомление с переменным  резистором   (рео­статом). Сборка цепи батарея — выключатель — переменный рези­стор— лампочка. Наблюдение за яркостью лампочки в зависимо­сти от положения ручки переменного резистора. Выполнение услов­ных графических обозначений деталей.

4. Последовательное,   параллельное  и   смешанное  соединения проводников.

    Теоретические сведения. Последовательное и параллельное со­единения электрических приборов. Особенности этих соединений. Смешанные соединения. Понятие о коротком замыкании и его опасность.  Требования   безопасности   при   сборке  электрических цепей.

    Практическая работа. Последовательное соединение двух лам­почек в электрическую цепь с батареей и выключателем. Парал­лельное соединение двух лампочек. Сборка цепей различных ва­риантов смешанного соединения из двух лампочек и переменного резистора. Наблюдение шунтирующего действия резистора с ма­лым сопротивлением, подключенного параллельно к одной из по­следовательно соединенных лампочек.

5. Диоды и опыты с ними.

   Теоретические сведения. Проводники и полупроводники. Элект­роны— носители отрицательных зарядов, дырки — носители поло­жительных зарядов. Диод — односторонний проводник электриче­ского тока. Условное графическое обозначение диода.

   Практическая работа. Ознакомление с диодом. Проведение опытов, подтверждающих одностороннюю проводимость диода. Сборка электрических цепей с использованием двух лампочек, двух диодов, выключателя и батареи. Определение полярности батареи при помощи диода и лампочки. Выполнение условных графических обозначений электрических цепей.

6.  Транзисторы и опыты с ними.

    Теоретические сведения. Устройство и работа транзистора. База, эмиттер, коллектор — выводы транзистора. Схематическое устройство транзистора рп—р-структуры, его условное графи­ческое изображение.

    Практическая работа. Ознакомление с транзистором. Провер­ка односторонней проводимости переходов база — эмиттер, база — коллектор при помощи лампочки и батареи с выключателем. Опы­ты, иллюстрирующие работу транзистора в режиме переключения. Сборка сигнализатора разрыва контактов. Вычерчивание элект­рических схем опытов.                            

7.  Магниты, электромагниты, электрические звонки.

    Теоретические сведения. Существование магнитного поля в пространстве вокруг магнита. Северный и южный полюса магнита и их взаимодействие. Устройство электромагнита. Электрический звонок и принцип его работы.

    Практическая работа. Ознакомление с магнитами и опыты с ними. Намагничивание стальных предметов: игл, скрепок, кнопок. Опыты по взаимодействию одноименных и разноименных полюсов магнитов. Опыты с электромагнитом. Ознакомление с устройст­вом и работой электрического звонка. Вычерчивание электриче­ских схем опытов.

8.   Головные телефоны, усилители звуков и переговорные уст­ройства.

    Теоретические сведения. Ознакомление с устройством и прин­ципом действия головного телефона. Микрофон и телефон. Устрой­ство, условные графические обозначения, принцип действия и внешний вид конденсаторов. Устройство и принцип работы двойно­го переключателя. Простейшее переговорное устройство из двух параллельно соединенных телефонных капсюлей. Варианты усили­телей звука на одном транзисторе. Переговорное устройство на одном транзисторе.

     Практическая работа. Ознакомление с различными типами кон­денсаторов. Сборка электрических цепей с использованием лампо­чек, переключателей, двойных переключателей. Сборка и испы­тание простейшего переговорного устройства. Сборка и испытание различных конструкций усилителя звуковой частоты на одном транзисторе. Сборка и испытание переговорных устройств с од­ним активным абонентом и двумя активными абонентами. Органи­зация игр с использованием переговорных устройств. Закрепление навыков по вычерчиванию условных графических обозначений изу­ченных элементов.

9.  Мультивибраторы и опыты с ними.

    Теоретические сведения. Мультивибратор — генератор колеба­ний. Принцип работы мультивибратора. Понятие об азбуке Морзе.

Мультивибратор как генератор сигналов азбуки Морзе. Оксид­ный конденсатор и особенности его включения в электрическую цепь. Электронные «мигалки» на базе мультивибраторов.

     Практическая работа. Сборка мультивибратора на двух тран­зисторах с телефонным капсюлем в качестве нагрузки второго или первого транзистора. Формирование букв азбуки Морзе зву­ком капсюля, подключенного к мультивибратору, и светом лампоч­ки, подключенной к источнику тока через выключатель. Сборка и испытание телеграфного устройства из двух мультивибраторов, телефонные капсюли которых соединены двухпроводной линией. Сборка мультивибратора с усилителем, нагрузкой которого служат телефонный капсюль или лампочка.

10.  Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за учебный год. Повторение услов­ных графических обозначений, изученных деталей и принципа ра­боты испытанных схем. Соревнование по сборке одной из изучен­ных конструкций. Поощрение кружковцев. Предварительная запись в кружок на второй год обучения.

Второй год занятий

Примерный тематический план работы кружка

 

 

 

 

п/п

Наименование темы

Число часов

всего

на теорети­ческие занятия

на практи­ческие занятия

1

 

2

3

 

4

5

6

7

 

8

 

9

10

Вводное   занятие.   Экскурсия   на школьную     выставку     технического творчества Электрическая  цепь и ее элемен­ты Ознакомление    с    электротехниче­скими  элементами  и  радиодеталями

Звук и усилители звуковой часто­ты Переговорные   устройства

Мультивибраторы и автоматические устройства

Телеграфное  устройство.  Телефон­ное устройство с вызовом  абонента Электромагнитные волны звуковой частоты. «Радиолиса» и «радиолисолов»

Радиоприемник   прямого   усиления

Заключительное занятие

2

 

5

5

 

4

4

4

3

 

3

 

4

1

2

 

1

1

 

1

1

1

0,5

 

0,5

 

1

0,5

 

 

4

4

 

3

3

3

2,5

 

2,5

 

3

0,5

Итого

35

9,5

25,5

 

Программа

 

1. Вводное занятие.

     Экскурсия на школьную выставку технического творчества.

      Повторение материала, изученного в предыдущем году. Зада­чи и примерная программа кружка. Общие вопросы организации кружка. Повторение правил безопасного труда на кружковых занятиях. Посещение школьной выставки технического творчества.

    Демонстрация экспонатов выставки с кратким объяснением прин­ципа их действия и рассказом об их создателях.

2. Электрическая цепь и ее элементы.

   Теоретические сведения. Условные графические обозначения элементов электрической цепи. Проводники и изоляторы, их свой­ства и применение. Источники тока. Сила тока, напряжение, со­противление. Качественный вывод закона Ома. Способы соедине-элементов электрической цепи. Действия электрического тока. Требования безопасности при работе с бытовыми электрическими приборами. Опасность короткого замыкания источника тока при оборке электрических цепей.

   Практическая работа. Вычерчивание условных графических обозначений элементов электрической цепи. Демонстрация про­водимости водного раствора соли, влажной почвы. Сборка электри­ческих цепей с последовательным, параллельным и смешанным соединениями ламп, переменного резистора, выключателя и источ­ника тока, в результате которых делают качественный вывод за­кона Ома. Сборка электрических цепей различной сложности с использованием лабораторного оборудования физического кабине­та: ламп на подставке, реостатов, выключателей, соединительных проводов.

3. Ознакомление с электротехническими элементами и радио­деталями.

    Теоретические сведения. Тумблерные и кнопочные переключа­тели, электромагнит, электромагнитное реле. Резисторы и их со­противления. Конденсаторы и их емкости. Отличие полупроводни­ков от, проводников и изоляторов. Диоды, транзисторы и их уст­ройство. Условные графические обозначения и маркировка радио­деталей.

    Практическая работа. Сборка электрических цепей с исполь­зованием ламп, кнопочного переключателя, электромагнита и элек­тромагнитного реле. Сборка электрических цепей с последователь­ным, параллельным и смешанным соединениями резисторов. Па­раллельное и последовательное соединения конденсаторов. Сборка электрических цепей с применением диодов, резисторов, ламп. Проверка односторонней проводимости переходов транзистора.  Проверка работы усилителя в режиме переключения.                           

4. Звук и усилители звуковой частоты.

   Теоретические сведения. Колеблющиеся тела—источники зву­ков. Громкость и высота звука. Амплитуда  и частота. Единица частоты. Понятие о постоянном и переменном токе. Микрофон — преобразователь звуковых колебаний в электрические. Телефон — преобразователь электрических колебаний в звуковые. Устройство телефонного  капсюля  и  его  применение.  Работа  транзистора  в режиме усиления. Усилитель звуковой частоты на одном транзисторе, на двух транзисторах.                                                            

    Практическая работа. Демонстрация возникновения звуковых волн при колебании тел. Опыты, позволяющие установить зависи­мость громкости звука от амплитуды и высоты звука от частоты колебания тел.  Сборка  различных  вариантов  однокаскадного   и двухкаскадного УЗЧ.

5. Переговорные устройства,

  Теоретические  сведения. Принцип работы переговорных устройств. Варианты переговорных устройств на базе однокаскад­ного и двухкаскадного усилителей звуковой частоты.

    Практическая работа. Сборка и испытание конструкций пере­говорных устройств на одном и двух транзисторах и объяснение роли всех применяемых деталей. Организация игр с использова­нием переговорных устройств.

6. Мультивибраторы и автоматические устройства.

   Теоретические сведения. Принцип работы симметричного муль­тивибратора. Зависимость частоты генерации мультивибратора от емкости конденсаторов и сопротивления резисторов. Мультивибра­тор с усилителем мощности. Мультивибратор в качестве электрон­ных сирен, «мигалок» и переключателей. Принцип работы реле времени. Фоторезистор, работа фотореле.

     Практическая работа. Сборка и испытание мультивибратора в качестве звукового генератора различных звуковых частот. Сборка усилителя мощности для мультивибратора. Сборка на базе мульти­вибратора электронных сирен (генератор звука переменной ча­стоты), электронных «мигалок» и электронных переключателей ламп. Сборка и испытание реле времени и фотореле.

7. Телеграфное устройство. Телефонное устройство с вызовом абонента.

    Теоретические сведения. Роль телеграфной и телефонной связи в нашей жизни. Работа телеграфного устройства на базе мультивибратора. Работа телефонного устройства на базе двухкаскад­ного усилителя звуковой частоты. Превращение усилителей звуко­вой частоты в мультивибратор для вызова абонента.

    Практическая работа. Сборка и испытание телеграфного устрой­ства и различных вариантов телефонного устройства с вызовом абонента на связь. Организация различных игр с применением телеграфного и телефонного устройств.

8. Электромагнитные волны звуковой частоты. «Радиолиса» и «радиолисолов».

    Теоретические сведения. Понятие об электрических и магнит­ных полях. Электромагнитное поле и его распространение. Катуш­ка с железным сердечником на выходе усилителя мощности муль­тивибратора звуковой частоты — источник электромагнитных волн звуковой частоты. Катушка с железным сердечником на входе однокаскадного УЗЧ —приемник электромагнитных волн звуковой частоты.

    Практическая работа. Сборка передатчика электромагнитных волн звуковой частоты на базе мультивибратора с усилителем, мощности («радиолиса») и приемника на базе однотранзисторно-го УЗЧ («радиолисолов»). Демонстрация передачи сигналов на расстояние без проводов. Организация игр по поиску «радиолисы» «радиолисоловом».

9.  Радиоприемник прямого усиления.

    Теоретические сведения. Роль радио в нашей жизни. Наша страна — родина радио. Русский ученый А. С. Попов — изобрета­тель радио. Элементарные сведения о принципах радиосвязи. Радиопередатчики и радиоприемники — непременные элементы в радиосвязи. Устройство, основные элементы и принцип работы приемника прямого усиления;

    Практическая работа. Сборка радиоприемника прямого усиле­ния 2—V—1 на монтажной плате. Подключение внешней антен­ны и заземления.

10.  Заключительное занятие.

    Подведение итогов работы за учебный год. Повторение услов­ных графических обозначений изученных элементов. Соревнование по скоростной сборке одной из изученных радиоэлектронных конст­рукций. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. Примерная программа третьего года занятий и пред­варительная запись учащихся в кружок на следующий учеб­ный год.

 

Третий  год занятий

Примерный тематический план работы кружка

№ п/п

 

 

Наименование темы

 

 

Число часов

всего

на теорети­ческие занятия

на практи­ческие занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вводное занятие

Электрическая    пайка    и   приемы монтажа

Измерительные приборы

Элементы  электротехники

Элементы электроники

Элементы   электронной  автоматики Элементы   радиотехники

Изготовление   приемника   прямого усиления

Экскурсия  на радиоузел

Заключительное занятие

1

1

1

2

2

5

9

10

2

2

1

0,5

0,5

1

1

1

1

1

2

1

 

0,5

0,5

2

1

4

8

9

 

1

 

 

Итого

35

10

25

 

 

Программа

1. Вводное занятие.

    Повторение материала, изученного за предыдущие два года. Условные графические обозначения радиодеталей и элементов электрической цепи. Особенность программы кружка третьего го­да занятий.

2.  Электрическая пайка и приемы монтажа.

    Теоретические сведения. Устройство электрического паяльника, потребляемая мощность и рабочее напряжение. Припои и флюсы. Навесной и печатный монтаж радиодеталей. Технология изготовле­ния печатной платы. Макетная плата. Правила безопасного труда при радиомонтажных работах.

    Практическая работа. Изготовление монтажных плат для маке­тирования радиоэлектронных конструкций. Подготовка электри­ческого паяльника к работе. Залуживание опорных площадок ма­кетной платы и приобретение навыков пайки проводников и ра­диодеталей.

3.   Измерительные приборы.

    Теоретические сведения. Вольтметр — прибор для измерения электрического напряжения. Устройство вольтметра и его включе­ние в электрическую цепь. Амперметр — прибор для измерения силы электрического тока. Устройство амперметра и его включе­ние в электрическую цепь. Омметр — прибор для измерения со­противления   проводников.   Простые   самодельные   пробники   для проверки электрических контактов, обмоток катушек. Определение цены деления измерительных приборов.

      Практическая работа. Сборка простейших электрических цепей, измерение силы тока и напряжения на различных участках. Исполь­зование омметра для проверки целостности проводников, катушек и определения сопротивления резисторов. Изготовление простей­шего пробника из лампы с батареей и из телефонного капсюля с батареей.

4. Элементы электротехники.

    Теоретические сведения. Постоянный электрический ток. Пере­менный электрический ток. Источники электрического тока: галь­ванические элементы, аккумуляторы, генераторы транспортных средств, электростанции. Электродвижущая сила источника тока, падение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления. Тепловое, химическое и магнитное действие элек­трического тока. Элементарные понятия об электромагнетизме. Электромагнит. Электромагнитное реле.

     Практическая   работа.   Составление   электрических   цепей   из ламп, переменных резисторов  (реостатов)  и батареи гальваниче­ских элементов. Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи. Качественная проверка закона Ома. Сборка цепи с последовательным и параллельным соединениями потребителей электрической энергии. Испытание электромагнита и электромаг­нитного реле. Испытание двигателя постоянного тока и использование его как генератора электроэнергии.

5. Элементы электроники.

    Теоретические сведения. Резистор — прибор для регулирования силы тока  и напряжения в электрических цепях. Сопротивление и мощность резистора. Типы резисторов и их маркировка. Услов­ные графические обозначения  резисторов. Конденсатор —накопи­тель электрических зарядов.  Ёмкость конденсатора. Единица ем­кости. Типы конденсаторов. Конденсаторы переменной емкости и подстроечные конденсаторы. Маркировка и условные графические обозначения конденсаторов. Последовательное и параллельное со­единения резисторов и конденсаторов. Полупроводниковые прибо­ры. Диоды и их устройство. Понятие о рn-переходе. Выпрями­тельные свойства диода. Маркировка, основные параметры и услов­ное графическое обозначение диодов.  Транзисторы.  Биполярные транзисторы рпр и прп структур, их устройство, условные графические обозначения, подключение источников питания. Рабо­та транзистора в режиме усиления и переключения. Коэффициент усиления и обратный ток коллектора. Одно- и двухкаскадные уси­лители  звуковой  частоты.   Транзистор   в   качестве   электронного ключа.

     Практическая работа. Ознакомление с различными типами ре­зисторов, конденсаторов, диодов и транзисторов. Сборка конструкций с ламповыми индикаторами с использованием резисторов, кон­денсаторов, диодов, помогающих объяснить их роль в электриче­ских цепях. Сборка одно- и двухкаскадных УЗЧ. Изготовление переговорных устройств различных конструкций на базе одно- и двухкаскадных УЗЧ. Сборка электронного ключа на одном тран­зисторе с лампой или реле на выходе. Сборка двухпроводного телеграфного устройства на двух мультивибраторах.

  1. Элементы электронной автоматики.

    Теоретические сведения. Электроника — основа современной ав­томатики. Применение автоматических устройств. Понятие о теле­механике. Датчики — электронные «органы чувств» автоматиче­ских устройств. Механические, тепловые, электрические, оптиче­ские, акустические датчики. Электронный сигнализатор разрыва контактов. Принцип работы электронного реле времени и его применение. Электронные переключатели на базе мультивибратора и их применение. Работа фотореле и его применение. Работа аку­стического реле и его применение.

    Практическая работа. Изготовление электронного сигнализато­ра разрыва контактов, электронной «мигалки» на базе мультивиб­ратора. Сборка и испытание реле времени, акустического реле, фотореле, срабатывающего при освещении или затемнении фото-резистора. Испытание совместной работы фотореле и реле време­ни. Разработка проектов возможного применения изученных авто­матических устройств.

  1. Элементы радиотехники.

    Теоретические сведения. Роль радио в современной жизни. Принципы радиосвязи. Звуковая частота и радиочастота. Про­цессы модуляции и демодуляции. Принципиальная схема детектор­ного приемника. Антенна и заземление. Роль колебательного кон­тура в избирательном приеме радиоволн. Приемники прямого усиления: 0- V —1, 1- V -1, 2—V—О, 2-V-1.

     Практическая работа. Сборка и испытание совместного дейст­вия электронных «клада» и «кладоискателя», представляющих со­бой излучатель электромагнитных волн звуковой частоты, собран­ный на базе мультивибратора, и приемник электромагнитных волн звуковой частоты, изготовленный на базе однотранзисторного УЗЧ. Сборка и испытание детекторного приемника и различных вари­антов приемников прямого усиления.

8.  Изготовление приемника прямого усиления.

    Теоретические сведения. Принцип работы приемника прямого усиления 2—V—2. Фиксированная настройка колебательного кон­тура антенны на местную радиостанцию. Повторение технологии изготовления печатной платы.

    Практическая работа. Сборка радиоприемника на макетной плате  и  фиксированная  настройка   на  несущую  частоту  радио станции. Составление (с помощью руководителя) и изготовление печатной платы. Монтаж деталей на плате. Изготовление корпуса радиоприемника и установка в нем монтажной платы с источни­ком питания и телефонным капсюлем.

9.  Экскурсия на радиоузел.

    Экскурсия кружковцев на местный радиоузел с целью озна­комления с системой радиовещания населенного пункта.

10.  Заключительное занятие.

     Подведение итогов работы за учебный год. Повторение основ­ных разделов изученной программы. Проведение соревнования по скоростной пайке радиоэлектронной конструкции (мультивибра­тор) на макетной плате. Награждение победителей соревнования и активных кружковцев дипломами и набором радиодеталей.

 

     Предварительная запись желающих заниматься в следующем учебном году в кружке

 

 

П.П.Головин.   Школьный физико-технический кружок: Кн. для учителя: Из опыта работы/Под ред. Б.М.Игошева.-М.: Просвещение, 1991.

Рецензенты:

доцент кафедры методики преподавания физики и ТСО пединститута Екатеринбурга, кандидат педагогических наук Б.М.Игошев; редактор отдела журнала «Радио» Б.С.Иванов.